МАОУ Упоровская СОШ - участник проекта оказания адресной методической помощи на региональном уровне (75 школ)
I.Введение.
Проект оказания адресной методической помощи школам с низкими образовательными результатами «500+» запущен Министерством просвещения Российской Федрации под лозунгом «Важен каждый ученик».
Проект «500+» - часть федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование». Он призван оказать содействие в достижении глобальной цели, обозначенной в Указе Президента, по вхождению России в число 10 стран-лидеров по качеству общего образования.
Название проекта «500+» отражает задачу достижения функциональной грамотности в каждой школе, то есть достижение школой уровня подготовки учеников, соответствующего баллам выше 500 по шкале PISA.
В помощь регионам в рамках проекта будут сформированы методики адресной поддержки школ. Это позволит активизировать внутришкольные системы профессионального развития педагогов, внедрить в практику преподавания проектную, исследовательскую, творческую деятельность. Кроме того, сами школы получат возможность сетевого взаимодействия с лучшими школами региона.
О проекте
В настоящее время поддержка отстающих школ является стандартной практикой стран – лидеров международных образовательных рейтингов. Первостепенной задачей на пути решения указанных проблем является определение адресатов – образовательных организаций с наибольшими запросами на компенсацию ресурсных и компетентностных дефицитов. Для решения данной задачи целесообразно использовать данные о результативности и условиях обучения, собираемые в рамках мониторинговых процедур.
В 2020 году Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) в рамках реализации национального проекта «Образование» в соответствии с паспортом федерального проекта «Современная школа» совместно с ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования» в рамках реализации проекта «Организация методической поддержки не менее 250 выявленным общеобразовательным организациям, имеющим низкие образовательные результаты обучающихся, не менее чем из 20 субъектов Российской Федерации» (далее — проект), реализует проект адресной помощи школам.
В рамках проекта разработаны Методика выявления образовательных организаций с рисками низких образовательных результатов на основе комплексного анализа контекстных данных, Методика оказания адресной помощи образовательным организациям по выявленным дефицитам.
Ключевые положения проекта:
Решения о мерах поддержки принимаются на основании выявленных в рамках анализа контекстных данных дефицитах и проблемных зонах конкретных образовательных организаций. Выявление и диагностика дефицитов обеспечивается в рамках разрабатываемых методик.
Основным принципом проекта является принцип сотрудничества, который предполагает, что профилактика рисков низких результатов возможна только при активном участии всех групп образовательных отношений: представителей органов исполнительной власти, координаторов проекта, учителей и администрации школ, представителей методических служб, а также родителей или законных представителей обучающихся. Механизмы и принципы взаимодействия всех категорий участников проекта описываются в рамках методики адресной помощи.
Проект предполагает организацию методической и ресурсной поддержки нескольким образовательным организациям, отобранным для участия в проекте. Школы, участвующие в проекте, должны впоследствии стать источниками практического опыта для других школ региона, поэтому отобранные ОО должны максимально широко представлять все многообразие школ региона, в том числе, с позиции факторов риска низких результатов.
В рамках проекта в каждом регионе отбираются и проходят подготовку специалисты – кураторы, непосредственно посещающие школы с высокими рисками низких образовательных результатов, с целью разработки дорожных карт принятия мер поддержки. Дорожные карты позволяют в режиме реального времени проводить мониторинг участия представителей всех групп образовательных отношений в запланированных мероприятиях, при необходимости консультировать участников проекта.
На сайте Федерального института качества образования (ФИОКО) https://fioco.ru/ru/osoko в разделе «Оценка качества образования» в подразделах (вкладки) «Международные сопоставительные исследования», «ВПР», «НИКО», «Методология и критерии оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях», «Методика адресной помощи ШНОР (500+)» размещается актуальная информация, нормативно-правовые акты, методические рекомендации, статьи, отчеты, видео материалы (подраздел «Методика адресной помощи школ с низкими образовательными результатами ШНОР (500+)» https://fioco.ru/antirisk включает:
- Методику оказания адресной методической помощи общеобразовательным организациям, имеющим низкие образовательные результаты обучающихся.
- Информацию о Проекте.
- Видео выступлений по вопросам проекта.
- Научно-методические материалы.
- Банк практик.
II. Концептуальные документы из ИС МЭДК
1. Концепция развития образовательной организации.
2. Среднесрочная программа развития образовательной организации.
3. Программы антирисковых мер:
"Низкий уровень вовлеченности родителей"
"Низкая учебная мотивация учащихся"
III. Ссылка на сайт ТОГИРРО
На сайте ТОГИРРО в разделе "Научно-методическая деятельность" размещены материалы проекта "500+": перейти
IV. Подтверждающие документы (протоколы заседаний, приказы, положения, графики и т.п.)
ДИАГНОСТИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КАЧЕСТВА ШКОЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
V. Новости по «Проекту «500+»
VI. Нормативно-правовые, методические, инструктивные материалы:
- Краткие рекомендации по работе со школами с низкими образовательными результатами на региональном уровне на период с апреля по август 2020 года.
- Проект плана-графика («дорожной карты») по оказанию методической поддержки общеобразовательным организациям, имеющим низкие образовательные результаты обучающихся.
- Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) от 19.08.2020 №847 «Об утверждении методики выявления общеобразовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты обучающихся на основе комплексного анализа данных об образовательных организациях, в том числе данных о качестве образования».
- Методика оказания адресной методической помощи общеобразовательным организациям, имеющим низкие образовательные результаты обучающихся.
- Методика выявления общеобразовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты обучающихся, на основе комплексного анализа данных об образовательных организациях, в том числе данных о качестве образования.
- Условия преодоления рисков низких образовательных результатов.
- Связь характеристик и результатов учебного процесса.
- Анализ резильентности российских школ.
- Презентация «О реализации федерального проекта «Организация методической поддержки не менее 250 выявленным общеобразовательным организациям, имеющим низкие образовательные результаты обучающихся, не менее чем из 20 субъектов Российской Федерации».
- Практические рекомендации (советы) для учителей и заместителей директоров по учебно-воспитательной работе в образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального, основного, среднего образования с использованием дистанционных технологий.
- Методические рекомендации по организации образовательного процесса общеобразовательных организаций на уровне основного общего образования на основе результатов Всероссийских проверочных работ, проведенных в сентябре-октябре 2020 г.
- Приказ Управления по работе с муниципальными учреждениями образования от 27.10.2020 №378-а «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по переводу муниципальных общеобразовательных организаций города Владивостока, имеющих низкие образовательные результаты обучающихся, в эффективный режим функционирования на 2020-2021 учебный год»
- Приказ Управления по работе с муниципальными учреждениями образования от 09.09.2020 № 316-а «Об утверждении муниципального проекта по переводу муниципальных общеобразовательных организаций города Владивостока, имеющих низкие образовательные результаты обучающихся, в эффективный режим функционирования»
- Приказ Управления по работе с муниципальными учреждениями образования от 27.10.2020 № 376-а «О создании Координационного совета по реализации муниципального проекта «Перевод школ с низкими образовательными результатами в эффективный режим функционирования «Школы роста»».
- Презентация Станченко С.В. "Особенности методики работы со школами с низкими образовательными результатами"
Тюменская область
- Приказ ДОиН ТО "О распределении кураторов и наставников проекта оказания адресной методической помощи школам с низкими образовательными результатами"
- Приказ ДОиН ТО от 17.02.2021 г. №73-ОД "Об организации работы по оказанию адресной методической помощи школам с низкими образовательными результатами"
- Региональная модель поддержки школ Тюменской области с низкими образовательными результатами
- Список образовательных организаций – участников проекта оказания адресной методической помощи школам на региональном уровне (40 школ) – зона г.Тюмень
- Письмо Департамента образования и науки Тюменской области от 01.03.2021 № 196 "О реализации проекта Адресной методической помощи 500+"
- Презентация Миловановой Н. Г. от 15.03.2021 г. "Реализация проекта «500+»: Адресная методическая помощь общеобразовательным организациям, имеющим низкие образовательные результаты"
- Презентация Петровой Ю. В. от 22.04.2021 г. "О ходе реализации в Тюменской области проекта оказания адресной методической помощи образовательным организациям, имеющим низкие образовательные результаты, 500+"
Видео выступлений по вопросам проекта
Форум педагогов Подмосковья, 2020
Денисенко И.С., заместитель директора ФГБУ "ФИОКО" "Использование результатов исследования "PISA для школ" 2019 года в повышении функциональной грамотности школьников":
Станченко С.В., директор ФГБУ "ФИОКО" "О работе со школами с низкими образовательными результатами":
Станченко С.В., директор ФГБУ "ФИОКО" "Ключевые направления проектирования мер по повышению качества образования в "Школах роста":
Справочно результаты проекта «500+» в 2020 году:
В 2020 году в проекте приняли участие 252 школы из 25 субъектов Российской Федерации. Перед началом реализации проекта был составлен список рисковых школ, на основе которого был проведен комплексный анализ данных (группировка по рискам) и последующий отбор 252 школ-участниц.
Для каждой школы был составлен рисковый профиль, содержащий актуальные для этой школы факторы риска с градацией значимости от высокой (при которой требуется обязательное принятие мер) до низкой (оценка ситуации остается на усмотрение куратора).
Были подведены итоги пилотного проекта и представлены результаты опроса его участников:
- 99% директоров считают рисковый профиль школы полезным;
- 83% директоров указали, что взаимодействие с куратором проходило на высоком уровне, 72% директоров отметили, что взаимодействовали как минимум раз в неделю;
- 91% директоров отметили, что Методика позволила подготовить школьную стратегию противодействия рискам;
- 80% директоров начали ожидать ресурсного развития школы;
- 95% кураторов положительно оценивают свой опыт, 74% из них оценивает опыт высоко.
Резюме: основное условие успешности проекта – включенность региона, которая предполагает учет других направлений нацпроекта, регулярный мониторинг хода проекта, обеспечение комфортных условий для сотруднических отношений между всеми участниками.