5 класс.
Пояснительная записка.
Внеклассная работа по русскому языку является важнейшей составной частью работы по привитию интереса к предмету. Не секрет, что для многих учеников русский язык не является любимым предметом. С 5-го класса интерес к изучению родного языка пропадает у большинства детей. Объясняется этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению. Именно поэтому считаю главной задачей внеклассной работы привитие школьникам интереса к родному языку и воспитание потребности изучать его. Познавательный интерес является основным внутренним мотивом обучения. Уровень познавательного интереса выражается прежде всего в характере познавательной деятельности, с которой справляется и к которой стремится ученик: репродуктивно-фактологический, описательно-поисковый или творческий. Проходя по ступеням от одного вида деятельности к другому, у ученика развивается познавательный интерес.
ЗАДАЧИ КУРСА.
Исходя из основной цели внеклассной работы по русскому языку, можно выделить частные задачи, которые решаются учителем в процессе такой деятельности:
1) воспитание коммуникативной культуры школьников;
2) расширение и углубление запаса знаний учеников и формирование лингвистической компетенции;
3) выявление и поддержка лингвистически одаренных учащихся;
4) поддержка и воспитание веры в свои силы у учеников, слабоуспевающих по русскому языку;
5) развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.
ПРИНЦИПЫ.
Внеклассная работа основывается на общедидактических принципах, важнейшими из которых являются: принцип научности, последовательности и системности изложения материала, преемственности и перспективности, связи теории с практикой, доступности, наглядности. Являясь важной составной частью методики обучения русскому языку, внеклассная работа не может не основываться на методических принципах: внимание к материи языка, понимания языковых значений, оценки выразительности речи. Общеизвестно, что существуют некоторые принципы, которые лежат в основе именно внеклассной работы по предмету. Этот принцип добровольного участия во внеклассных занятиях, принцип самодеятельности, предполагающий самостоятельность учащихся в подготовке и проведении мероприятий, принцип равноправного участия школьников и принцип занимательности. Один из важных принципов – это принцип системности.
МЕТОДЫ.
Методы, которые используются во внеклассной работе по предмету, отличаются от основных методов обучения не столько содержанием, сколько формой. В кружковой работе использую такие методы, как слово учителя, беседа, самостоятельная работа учащихся. Однако эти методы используются в непринужденной обстановке, что создает атмосферу большой заинтересованности в работе.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ.
Формы организации разнообразны: беседа, конкурсы, викторины, познавательно-развлекательные игры, тематические устные журналы, конференции, олимпиады, интернет-олимпиады, Неделя русского языка и литературы.
Кружок русского языка – это основной и наиболее распространенный вид групповой внеклассной работы. В конце года учащиеся пишут сочинение на лингвистическую тему (можно в жанре эссе, сказки, письма).
1) Для чего нужно изучать родной язык.
2) Как делаются слова.
3) Слова-родственники
4) Корень – сердце слова.
5) Как работает суффикс.
6) «В разнообразии приставок таится разнообразие смысла» (К.Чуковский).
7) История твоей фамилии.
8) История твоего имени.
Преимущество данного вида работы в том, что сильные ученики выполняя ее, совершенствуют свое владение письменной речью, а ученики послабее имеют возможность в сочинении -= миниатюре проявить себя, увидеть некоторый прогресс, что не всегда удается им в больших сочинениях. Дети по своей натуре художники, поэтому с большим желанием они пишут сочинения-миниатюры, чем обычные задания.
Практика показывает, что во внеклассных мероприятиях, в которых одним из элементов являются сочинения (конкурс сочинений) обычно принимают участие только сильные ученики. Сочинение-миниатюра дает возможность и более слабым ученикам активно участвовать во внеклассных мероприятиях, так как им легче справиться с подобным видом работы, чем с большим сочинением. Сочинения-миниатюры (особенно лингвистические миниатюры) помогают закреплять изученный языковой материал во взаимосвязи с развитием связной речи, активизируют познавательную деятельность учащихся, дают возможность поразмыслить над языковыми явлениями, высказать свои мысли о языке и речи. С этой целью познакомить их с книгами Л.Успенского «Слово о словах», Н. Шанского «В мире слов», Ю. Откупщикова «К истокам слова».
№ |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Примечание |
1 |
Введение. Язык мой – друг мой. |
1 |
|
2-3 |
Словарь – мой добрый друг и верный помощник. |
2 |
Выставка словарей русского языка |
4-5 |
Конкурс «Доброе слово сказать – посошок в руки дать» (Русские пословицы и поговорки). |
2 |
Участие в Интернет-олимпиаде по русскому языку 16.11-26.11 |
6-7 |
Устный журнал «Что в имени тебе моем?» Собственные имена. |
2 |
|
8-9 |
Презентация. История моего имени. |
2 |
|
10-11 |
Подготовка к школьной и районной олимпиадам. Классификация и происхождение славянских языков. |
2 |
|
12-13 |
Подготовка к олимпиаде. Лексика. Синонимы. Омонимы. Антонимы. |
2 |
|
14-15 |
Практическое занятие. Новое словарное слово. |
2 |
|
16-17 |
Фонетика. Конкурс «Чей самолет совершит посадку в городе «Фонетика»? |
2 |
Обобщение по теме «Фонетика» |
18-19 |
Конкурс «Путешествие в страну Орфографию». |
2 |
|
20 |
Орфографическая викторина |
1 |
|
21-22 |
Познавательно-развлекательная игра «Счастливый случай» |
2 |
|
23-24 |
Лингвистический конкурс: логогрифы, метаграммы, палиндромы, анаграммы |
2 |
|
25-26 |
Устный тематический журнал «Необыкновенные родственники» |
2 |
|
27-28 |
Из истории понятий российской государственной эмблематики: орел, скипетр, держава. |
2 |
|
29 |
Символика Российского государства: гимн, герб, флаг. |
1 |
|
30 |
Сочинение на лингвистическую тему. Секрет названия. О чем рассказывают географические названия. Упорово. Тюмень. |
1 |
|
31-32 |
Игра-соревнование «Грамматическая регата». |
2 |
|
33-34 |
Устный журнал «Как делаются слова». |
2 |
|
35-36 |
Практическое занятие по теме «Корень – сердце слова» |
2 |
|
37-38 |
Практическое занятие по теме «В разнообразии приставок таится разнообразие смысла». |
|
|
39- 40 |
Тест – зачет.
|
2 |
|