|
Кружок занимательной грамматики «За страницами
учебника»
5 класс.
Пояснительная
записка.
Внеклассная работа по русскому языку является важнейшей составной частью работы
по привитию интереса к предмету. Не секрет, что для многих учеников русский
язык не является любимым предметом. С 5-го класса интерес к изучению родного
языка пропадает у большинства детей. Объясняется этот факт многими причинами, в
том числе и сложностью материала, подлежащего изучению. Именно поэтому считаю
главной задачей внеклассной работы привитие школьникам интереса к родному языку
и воспитание потребности изучать его. Познавательный интерес является основным
внутренним мотивом обучения. Уровень познавательного интереса выражается прежде
всего в характере познавательной деятельности, с которой справляется и к
которой стремится ученик: репродуктивно-фактологический, описательно-поисковый
или творческий. Проходя по ступеням от одного вида деятельности к другому, у
ученика развивается познавательный интерес.
ЗАДАЧИ КУРСА.
Исходя из основной цели внеклассной
работы по русскому языку, можно выделить частные задачи, которые решаются
учителем в процессе такой деятельности:
1) воспитание коммуникативной
культуры школьников;
2) расширение и углубление запаса
знаний учеников и формирование лингвистической компетенции;
3) выявление и поддержка
лингвистически одаренных учащихся;
4) поддержка и воспитание веры в свои
силы у учеников, слабоуспевающих по русскому языку;
5) развитие и совершенствование
психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности,
трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.
ПРИНЦИПЫ.
Внеклассная работа основывается на
общедидактических принципах, важнейшими из которых являются: принцип научности,
последовательности и системности изложения материала, преемственности и
перспективности, связи теории с практикой, доступности, наглядности. Являясь
важной составной частью методики обучения русскому языку, внеклассная работа не
может не основываться на методических принципах: внимание к материи языка,
понимания языковых значений, оценки выразительности речи. Общеизвестно, что
существуют некоторые принципы, которые лежат в основе именно внеклассной работы
по предмету. Этот принцип добровольного участия во внеклассных занятиях,
принцип самодеятельности, предполагающий самостоятельность учащихся в
подготовке и проведении мероприятий, принцип равноправного участия школьников и
принцип занимательности. Один из важных принципов – это принцип системности.
МЕТОДЫ.
Методы, которые используются во внеклассной
работе по предмету, отличаются от основных методов обучения не столько
содержанием, сколько формой. В кружковой работе использую такие методы, как
слово учителя, беседа, самостоятельная работа учащихся. Однако эти методы
используются в непринужденной обстановке, что создает атмосферу большой
заинтересованности в работе.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ.
Формы организации разнообразны: беседа,
конкурсы, викторины, познавательно-развлекательные игры, тематические устные
журналы, конференции, олимпиады, интернет-олимпиады, Неделя русского языка и
литературы.
Кружок русского языка – это основной и наиболее распространенный
вид групповой внеклассной работы. В конце года учащиеся пишут сочинение на
лингвистическую тему (можно в жанре эссе, сказки, письма).
1) Для чего нужно изучать родной
язык.
2) Как делаются слова.
3) Слова-родственники
4) Корень – сердце слова.
5) Как работает суффикс.
6) «В разнообразии приставок таится
разнообразие смысла» (К.Чуковский).
7) История твоей фамилии.
8) История твоего имени.
Преимущество данного вида работы в том, что
сильные ученики выполняя ее, совершенствуют свое владение письменной речью, а
ученики послабее имеют возможность в сочинении -= миниатюре проявить себя,
увидеть некоторый прогресс, что не всегда удается им в больших сочинениях. Дети
по своей натуре художники, поэтому с большим желанием они пишут
сочинения-миниатюры, чем обычные задания.
Практика показывает, что во внеклассных
мероприятиях, в которых одним из элементов являются сочинения (конкурс
сочинений) обычно принимают участие только сильные ученики. Сочинение-миниатюра
дает возможность и более слабым ученикам активно участвовать во внеклассных
мероприятиях, так как им легче справиться с подобным видом работы, чем с
большим сочинением. Сочинения-миниатюры (особенно лингвистические миниатюры)
помогают закреплять изученный языковой материал во взаимосвязи с развитием
связной речи, активизируют познавательную деятельность учащихся, дают
возможность поразмыслить над языковыми явлениями, высказать свои мысли о языке
и речи. С этой целью познакомить их с книгами Л.Успенского «Слово о словах», Н.
Шанского «В мире слов», Ю. Откупщикова «К истокам слова».
№
|
Тема занятия
|
Кол-во часов
|
Примечание
|
1
|
Введение. Язык мой – друг мой.
|
1
|
|
2-3
|
Словарь – мой добрый друг и верный
помощник.
|
2
|
Выставка словарей русского языка
|
4-5
|
Конкурс «Доброе слово сказать – посошок в
руки дать» (Русские пословицы и поговорки).
|
2
|
Участие в Интернет-олимпиаде
по русскому языку
16.11-26.11
|
6-7
|
Устный журнал «Что в имени тебе
моем?»
Собственные имена.
|
2
|
|
8-9
|
Презентация. История моего имени.
|
2
|
|
10-11
|
Подготовка к школьной и районной
олимпиадам. Классификация и происхождение славянских языков.
|
2
|
|
12-13
|
Подготовка к олимпиаде. Лексика. Синонимы.
Омонимы. Антонимы.
|
2
|
|
14-15
|
Практическое занятие. Новое словарное
слово.
|
2
|
|
16-17
|
Фонетика. Конкурс «Чей самолет совершит
посадку в городе «Фонетика»?
|
2
|
Обобщение по теме «Фонетика»
|
18-19
|
Конкурс «Путешествие в страну Орфографию».
|
2
|
|
20
|
Орфографическая викторина
|
1
|
|
21-22
|
Познавательно-развлекательная игра
«Счастливый случай»
|
2
|
|
23-24
|
Лингвистический конкурс: логогрифы,
метаграммы, палиндромы, анаграммы
|
2
|
|
25-26
|
Устный тематический журнал «Необыкновенные
родственники»
|
2
|
|
27-28
|
Из истории понятий российской
государственной эмблематики: орел, скипетр, держава.
|
2
|
|
29
|
Символика Российского государства: гимн,
герб, флаг.
|
1
|
|
30
|
Сочинение на лингвистическую тему. Секрет
названия. О чем рассказывают географические названия. Упорово. Тюмень.
|
1
|
|
31-32
|
Игра-соревнование «Грамматическая регата».
|
2
|
|
33-34
|
Устный журнал «Как делаются слова».
|
2
|
|
35-36
|
Практическое занятие по теме «Корень –
сердце слова»
|
2
|
|
37-38
|
Практическое занятие по теме «В
разнообразии приставок таится разнообразие смысла».
|
|
|
39-
40
|
Тест – зачет.
|
2
|
|
|
Год семьи
|