|
Эссе «Моё
педагогическое кредо»
Хочу познавать мир! Это желание было во мне, сколько я себя помню.
Оттого мне безумно хотелось ходить в походы и чем дальше, тем интереснее,
ездить в пионерские лагеря, возить по туристическим путёвкам детей. Потребность
в новых ощущениях, в перемене событий, видимо, от моих родителей, которые
постоянно переезжали с места на место (по комсомольской путёвке осваивать целину
в Казахстан, в поисках работы в Бердюжский район, условий жизни - в Узб екистан
и Крым). И не только это.
Просто смотреть - это половина того
увлекательного, что человек получает, общаясь с другими людьми. Мне
всегда было интересно заводить знакомства с людьми в совместных поездках,
работе или отдыхе. Ты знакомишься с их
нравами, обычаями, духовным миром и обновляешь свой собственный настолько, что получаешь мощный
заряд энергии для дальнейших поисков чего-то нового, нестандартного,
нетрадиционного. В общении ты лучше понимаешь других людей, становишься
терпимее к чужим ошибкам, способен простить и не держать зла в сердце.
Поэтому, наверное, я выбрала для дальнейшего образования именно
иностранный язык. Всё та же страсть к постижению нового, неведомого. Было
любопытно, как это можно говорить на иностранном языке.
С той же любознательностью учила второй (французский) язык и третий
(эсперанто) и мечтала как многие мои сокурсники быть переводчиком, а не
учителем. Но мы знали, что мечте не суждено сбыться: наши интересы тогда не
отражали государственные. А вот желание стать учителем появилось вдруг, как
озарение. И переводчик, и учитель - это профессии, требующие от человека
коммуникабельности, способности и готовности общаться с людьми. Этого требовала
моя душа, моя природная натура. Это было заложено в предмет "иностранный
язык", основной целью обучения которого является развитие личности
школьника, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на
изучаемом языке.
Как часто про себя и вслух я повторяю блоковскую строку "И вечный
бой, покой нам только снится…". Бой с кем, ради чего? С учениками, которым
не нужен мой предмет, потому что нет для сельского школьника мотивации в
изучении иностранного языка или она очень слаба? Бой за качество знаний по
предмету? Но научить всех говорить на иностранном языке - несбыточная мечта.
Тогда стоит ли ломать копья, зная конечный результат? Думаю, стоит. Своей
первой задачей я считаю удовлетворение потребности хотя бы отдельных школьников
в овладении иностранным языком, чтобы они могли лучше трудоустроиться, сделать
карьеру, улучшить профессиональный рост, удовлетворить другие жизненно важные
ценности. А остальные? Может быть, им не надо изучать его вообще? Надо, ибо
"всякое изучение иностранных языков развивает ум, сообщая ему гибкость и
способность проникать в чужое миросозерцание" (Д. И. Писарев). Любой
предмет даёт ребёнку не только определённую сумму знаний, но и воспитывает его
как гражданина общества, в котором мы живём, будущего его созидателя и творца.
Моя вторая задача - формирование у учащихся картины мира и развитие у них
интереса к мировой и национальным культурам.
"Мысленно перенесёмся в Германию, Австрию или Швейцарию средних
веков, чтобы побродить по сказочным замкам, посмотреть великолепную архитектуру
готического стиля, вдохнуть аромат цветов многочисленных садов и парковых
ансамблей, услышать колокольный звон церквей и органную музыку Баха.
Представили? А теперь давайте посмотрим всё это с видеооператором. Вот
величественный собор святого Стефана и маленькое уютное кафе, где тебе
предложат кофе всевозможных сортов и ты приятно можешь отдохнуть в беседе со
знакомым, за игрой в пасьянс или почитать свежие новости. А хочешь
повальсировать в зале Венской оперы под восхитительную музыку Штрауса? Вот
могучий Рейн, в водах которого погибали юные рыбаки, слушая божественные песни
Лорелеи,…" - так начинается знакомство учащихся с новым для них миром
немецкоязычных стран.
А затем я объясняю, что немцы -
это не фашисты, что после такой страшной войны к глубокому нашему стыду в
России есть профашистские группировки, что в Германии есть партия зелёных,
представители которой борются за экологически здоровый образ жизни населения, а
мы в своём селе равнодушно относимся к загрязнённым улицам, школьной территории
и варварски относимся к зелёным насаждениям в здании школы, что во многих
федеральных землях Германии запрещено курение в школе и на школьной территории,
а наши подростки бравируют курением и т.д. Вижу внимательные сосредоточенные лица
детей и появляется надежда, что наше общение на нравственные темы не без
пользы. На примере лучших достижений других стран я буду учить детей любить
своё отечество, ценить природу родного края, бережно относиться к культурному
наследию своего народа
В 1996 году Ольга Фёдоровна награждена Значком «Отличник народного просвещения», в 2006 году - Почетной грамотой министерства образования и науки РФ, как "Победитель конкурса лучших учителей РФ» в рамках ПНП «Образование» .
|
Год семьи
|